gallery/logo с надписью_3_4

Стратегия и миссия

Автор: Мария Соколова, консультант по стратегическому развитию

 

 

Стратегию и миссию принято считать синонимичными понятиями, если смотреть на них с точки зрения конкретного применения в целях развития бизнеса. Но, как известно: чем проще, тем лучше. Наличие двух понятий одновременно похоже на охоту за зайцем с двумя ружьями. Одновременное применение их обоих однозначно приведёт лишь к потере цели. Происходит излишняя трата ресурсов и внимания. Поэтому лучше всего для обеспечения долгосрочных результатов выбрать только один из инструментов. И стратегия в этом смысле безоговорочно выигрывает.

Статьи - Стратегия и миссия

Ситуацию осложняет то, что, во-первых, часто каждый вкладывает свой смысл в оба понятия, а во-вторых, на самом деле многие привыкли и считают престижным формулировать для себя и миссию и стратегию. В этой связи лучше всё же осмыслить изначальную задачу каждого из этих управленческих инструментов и понять, нужно ли их применение на самом деле или нет.

 

Миссия в большей степени является концептуальным понятием, идеей. Она описывает в общих словах некую ценность компании, которую она несёт в общество.

 

С точки зрения практического применения сформулирована миссия должна быть ещё до начала операций, до открытия компании. То есть на том этапе, когда будущие владельцы, только задумывающие свой бизнес, уже несут некую ценность для общества и могут распространить её далее: на своё новое предприятие.

 

Однако, на практике такое случается редко. Миссию обычно формулируют, когда компания уже присутствует какое-то время на рынке, когда она завоевала определённые позиции. И когда владельцы, развиваясь в профессиональном отношении в управленческой науке, узнают о ней, как о неком наличествующем бизнес инструменте.

 

В такой ситуации миссия не выполняет своей стратегической задачи, не способствует долгосрочному развитию дела. А, скорее, присоединяется в этом смысле к стратегии, как к инструменту, подразумевающему конкретные действия и результаты. В этом смысле миссия является, пожалуй, подвидом пиара. Поводом, позволяющим контрагентам что-то узнать о компании и обсудить это знание в неком идейном, концептуальном ключе.

 

Более того, на практике миссия не подкреплена конкретными шагами, как бы почему-то «оторвана» от общего дела. Да и сами дела, планы не строятся строго по вектору соответствия миссии.

 

К сожалению, в таком качестве она мешает стратегии и приносимым ею результатам. Их путают и смысловым значением наполняют в большей степени миссию, в то время, как для развития бизнеса нужно наполнять стратегию.

 

Стратегия же, как управленческий инструмент, подразумевает формулировку особого конкурентного отличия, позволяющего заинтересовать конечного покупателя на длительный период, причём таким образом, чтобы он однозначно выбирал это предложение из ряда других. Сложная и крайне необходимая задача.

 

Стратегия при этом имеет определённый план конкретных действий, общими, крупными шагами, год за годом приводящий к целевому результату.

 

Для практического применения, для обеспечения компании краткосрочными и долгосрочными результатами стратегии и необходимо и достаточно. Без стратегии она будет игрушкой в спонтанных руках рынка, флюгером, поворачивающимся движением ветра. Добавления же к стратегии будут сбивать с цели и лишать результата.

 

В этом смысле, если говорить об актуальных задачах развития бизнеса, в первую очередь нужно полностью сосредоточиться на создании качественной, продуманной стратегии. Миссия в этом смысле ценности не представляет.

 

 

10 марта 2020 г.