gallery/logo с надписью_3_4

Накопление и передача знаний

Автор: Мария Соколова, консультант по стратегическому развитию

 

Накопление и передача знаний является с одной стороны одним из базовых факторов успеха организации, а с другой — актуальной насущной задачей нашего времени.

Большинство организаций не практикует сбор и анализ накопленных методик управления, эффективности предпринятых действий, акцией и мероприятий, детальную передачу дел при смене одного сотрудника другим. Каждый из этих блоков несёт в себе возможности для развития бизнеса, то есть увеличения прибыли, для повышения эффективности делопроизводства и облегчения вопросов ежедневного ведения, для улучшения отношений в коллективе, построения прочных отношений с партнёрами.

Статьи - Накопление и передача знаний

Соответственно, упущения в вопросах накопления и передачи знаний приводят к необходимости каждый раз начинать почти с нуля. Новый сотрудник, конечно, знакомится с делами, но крайне редко они передаются с использованием шаблонов, включающих все детали и помогающих новому лицу точно знать детали происходящего и как именно ему поступать в том или ином случае.

Более того, в настоящее время, видимо, и на глобальном уровне вопрос этот является актуальным. В том числе в отраслях, традиционно находящихся под пристальным государственным контролем: энергетика, атомные вопросы, образование, медицина и многие другие.

Прежние кадры, воспитанные ещё строгими и глубоко продуманным регламентами, фундаментальной научной школой, высокими стандартами культуры и профессионализма СССР, в силу возраста покидают отрасли и должности, которые занимали.

Молодое поколение, воспитанное уже после распада СССР в условиях отсутствия и нивелирования глубоких теоретических и практических знаний, в условиях переключения внимания на модные тогда направления менеджмента и маркетинга — являющиеся по сути сугубо узко-профилированными специализациями — не обладает прежним высоким уровнем профессионализма. Более того, в силу довлевших после распада СССР психологических причин, не имеет к этому интереса. И, увлёкшись идеей «управления», менеджмента, не осознаёт, что управлять можно, только имея опыт в выбранной отрасли. Что без такового быть эффективным «менеджером», тем более «топ-менеджером» не получится.

Эффект можно видеть, рассматривая динамику развития организаций в долгосрочном периоде, то есть в течение всех прошедших с момента распада СССР десятилетий. В этом случае можно заметить, что крупных частных, не связанных с государством бизнесов, дошедших до наших дней, не так уж и много. Что компании теряют постепенно год за годом, не представляя толком, как развиваться дальше. Что заработки большинства организаций построены на краткосрочной возможности что-то получить для себя сегодня, сейчас, не задумываясь над тем, какими шагами, какой стратегией возможно быть стабильным многие годы и десятилетия.

Таким образом, вопрос накопления и передачи знаний является крайне актуальным, как на уровне небольшого бизнеса, так и на глобальном, международном уровне. Качество накопления и передачи, внимание к этому вопросу обеспечивает долгосрочную стабильность любой компании.

 

 

20 марта 2020